ТОЛКОВЫЙ ТИПИКОН
Церковный устав знает
следующие виды благовеста ( и вообще звона за богослужением):
праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности,
постный и похоронный. Из этих видов благовеста для малой вечерни
назначается будничный наименее торжественный – в малый кампан
(колокол). Такой благовест положен еще к повечерию, полунощнице и
часам одинаково как будничным, так и праздничным. Благовест
сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой.
Так как все указанные службы, включая малую вечерню и полунощницу,
одинаковы по строю в праздники и будни, то благовест положен к ним
всегда одинаковый и наименее торжественный (по древним уставам
студийского типа в праздники эти службы, особенно часы, и вовсе
отменялись). Малая же вечерня и полунощница в уставе подводится под
один тип с часами.
Что касается времени
благовеста к малой вечерне, то он указывается нынешним уставом
неопределенно: «прежде солнечного захождения», тогда как для других
служб, особенно в важнейшие дни триодного и месяцесловного круга,
это время указывается точнее – по часам. Здесь дано неопределенное
указание ввиду разности между положительностью дня летом и зимою.
В древних греческих и
славянских списках устава (XIV-XVIвв.)
прибавляется к этому указанию: «сиречь о десятом часе». Эта прибавка
исключена никоновскими справщиками (в старообрядческом уставе
осталась), так как назначение определенных часов для церковных служб
не удобно ввиду не одинаковой продолжительности дня зимой и летом:
10-й час (3-4 часа по полудни) летом приходился бы в разгар дня.
Наиболее принятым временем для малой вечерни, как и для вседневной,
является для России 3-4 часа зимой и 5 часов летом. На Афоне
благовест к малой вечерне начинается около 3 часов дня.
Благовест к малой
вечерне, как и ко всякой службе, Типикон назначает производить
параекклисиарху (помощнику екклисиарха) или кандиловжигателю,
который берет на благовест благословение у предстоятеля. Каждое дело
совершается в монастыре по благословению настоятеля, тем более такое
священное действие, как благовест – начало богослужения.
Благословением выражается и согласие настоятеля на начало службы.
Наблюдение за своевременностью благовеста возлагается прежде всего
на параекклисиарха: мысль, даваемая характерным выражением:
«приходить к предстоятелю, знаменуяй приходом своим время клепания».
По житию св.Саввы,
составленному лет через 20 после его смерти, братию к службам «в час
клепания» созывал кононарх каждый раз «с соизволения настоятеля». По
греческому списку устава библиотеки монастыря св.Саввы благовестит к
службе и приготовляет все нужное для них екклисиарх. По древним
славянским спискам устава делает это «кандилаптис сиест
свещевжигатель», как это записано в нынешнем старообрядческом
уставе.
Благовест ко всякой
всенощной полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а
затем во все колокола (не в 2 или 4, как для будничных служб и малых
праздников, см. 9 главу Типикона): «ударяет в великий кампан не
скоро, поя Непорочны или глаголя псалом 50, тихо 12-ю. И потом вшед
и вжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет
во вся кампаны». Таким образом благовест полагается производить в
два приема с небольшим промежутком между благовестом в один колокол
и звоном во все, причем продолжительность благовеста в один колокол
должна быть равна времени, в какое можно пропеть 118 псалом или 50
псалом 12 раз. Благовест ко всенощной в великие праздники в Типиконе
описывается сходно с воскресным, но все же дается понять, что он
должен быть торжественнее: продолжительнее и в большие по величине
колокола (на Рождество Христово «бывает благовест и потом трезвон во
вся кампаны», на Крещение «знаменают в великое било и во вся
тяжкая», на Пасху «ударяет в великое и клеплет довольно»).
Благовест воскресный по
древним уставам не отличается от великопраздничного (даже
пасхального).
Считая благовест
некоторым священнодействием, устав указывает совершителю его
сопровождать его (благовест) молитвенным чтением или пением.
Благовест к бдению положено сопровождать пением Непорочных, т.е.
псалма 118, или чтением 50 псалма 12 раз. Псалом 118-й, наиболее
умилительный из псалмов, составлял по прежним уставам непременную
принадлежность воскресной утрени, почему пением его и сопровождался
благовест. Этим предписанием устава определяется вместе с тем и
продолжительность благовеста: на пение 176 стихов 118 псалма или 21
стих (50 псалом)х12 требуется не менее получаса. Из будничных служб
указано сопровождать чтением 50 псалма (однократным) благовест к
утрени (в 9 главе Типикона). Сопровождение благовеста молитвою
конечно имеет целью сообщить ему благодатное освящение. Действие
благовеста на душу христианина походит на действие молитвы и
богослужения.
Сопровождение благовеста
молитвой – древнейший обычай. По уставу пр. Пахомия (IVвек)
«кто ударяет в било пред обедом или пред молитвою, должен размышлять
о чем-нибудь назидательном». В житие св.Кириака отшельника, духовным
руководительством которого пользовался предполагаемый автор
нынешнего устава (св. Савва Освященный), рассказывается, что он,
ударяя в било перед началом службы, не прежде оканчивал звон, как
прочтя Непорочны. (Этот обычай и возникшее из него предписание
устава свидетельствует и о том, как хорошо в древности знали
Псалтырь, если некоторые иноки имели обычай прочитывать ее всю
ежедневно, то неудивительно знание наизусть 118 псалма). Древнейшие
уставы XIII века, как мы видели, говорят о
пении при благовесте только Непорочных. Позднейшие –
XIV века – позволяют заменять Непорочны
символом веры и 50-м псалмом, очевидно вследствие того, что знание
Псалтыри наизусть стало более редким явлением.
Составлен профессором
Киевской Духовной Академии
М.Скабаллановичем,
Киев, 1910 г.