О храме О иконе О настоятеле Карта сайта
Главная страница
Устройство храма
Богослужение
Церковный календарь
Библиотека
Православные программы
Колокольный звон
Фотографии храма
Пожертвования
Ссылки
Казанская Церковь в селе Киясово
Телефон: 8 (49664) 1-72-85.
142830, Московская обл.,
Ступинский р-он, с. Киясово.

Добро пожаловать на сайт Казанской Церкви в селе Киясово

 

                                      ТОЛКОВЫЙ ТИПИКОН

Церковный устав знает следующие виды благовеста ( и вообще звона за богослужением): праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности, постный и похоронный. Из этих видов благовеста для малой вечерни назначается будничный наименее торжественный – в малый кампан (колокол). Такой благовест положен еще к повечерию, полунощнице и часам одинаково как будничным, так и праздничным. Благовест сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой. Так как все указанные службы, включая малую вечерню и полунощницу, одинаковы по строю в праздники и будни, то благовест положен к ним всегда одинаковый и наименее торжественный (по древним уставам студийского типа в праздники эти службы, особенно часы, и вовсе отменялись). Малая же вечерня и полунощница в уставе подводится под один тип с часами.

Что касается времени благовеста к малой вечерне, то он указывается нынешним уставом неопределенно: «прежде солнечного захождения», тогда как для других служб, особенно в важнейшие дни триодного и месяцесловного круга, это время указывается точнее – по часам. Здесь дано неопределенное указание ввиду разности между положительностью дня летом и зимою.

В древних греческих и славянских списках устава (XIV-XVIвв.) прибавляется к этому указанию: «сиречь о десятом часе». Эта прибавка исключена никоновскими справщиками (в старообрядческом уставе осталась), так как назначение определенных часов для церковных служб не удобно ввиду не одинаковой продолжительности дня зимой и летом: 10-й час (3-4 часа по полудни) летом приходился бы в разгар дня. Наиболее принятым временем для малой вечерни, как и для вседневной, является для России 3-4 часа зимой и 5 часов летом. На Афоне благовест к малой вечерне начинается около 3 часов дня.

Благовест к малой вечерне, как и ко всякой службе, Типикон назначает производить параекклисиарху (помощнику екклисиарха) или кандиловжигателю, который берет на благовест благословение у предстоятеля. Каждое дело совершается в монастыре по благословению настоятеля, тем более такое священное действие, как благовест – начало богослужения. Благословением выражается и согласие настоятеля на начало службы. Наблюдение за своевременностью благовеста возлагается прежде всего на параекклисиарха: мысль, даваемая характерным выражением: «приходить к предстоятелю, знаменуяй приходом своим время клепания».

По житию св.Саввы, составленному лет через 20 после его смерти, братию к службам «в час клепания» созывал кононарх каждый раз «с соизволения настоятеля». По греческому списку устава библиотеки монастыря св.Саввы благовестит к службе и приготовляет все нужное для них екклисиарх. По древним славянским спискам устава делает это «кандилаптис сиест свещевжигатель», как это записано в нынешнем старообрядческом уставе.

Благовест ко всякой всенощной полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а затем во все колокола (не в 2 или 4, как для будничных служб и малых праздников, см. 9 главу Типикона): «ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или глаголя псалом 50, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны». Таким образом благовест полагается производить в два приема с небольшим промежутком между благовестом в один колокол и звоном во все, причем продолжительность благовеста в один колокол должна быть равна времени, в какое можно пропеть 118 псалом или 50 псалом 12 раз. Благовест ко всенощной в великие праздники в Типиконе описывается сходно с воскресным, но все же дается понять, что он должен быть торжественнее: продолжительнее и в большие по величине колокола (на Рождество Христово «бывает благовест и потом трезвон во вся кампаны», на Крещение «знаменают в великое било и во вся тяжкая», на Пасху «ударяет в великое и клеплет довольно»).

Благовест воскресный по древним уставам не отличается от великопраздничного (даже пасхального).

Считая благовест некоторым священнодействием, устав указывает совершителю его сопровождать его (благовест) молитвенным чтением или пением. Благовест к бдению положено сопровождать пением Непорочных, т.е. псалма 118, или чтением 50 псалма 12 раз. Псалом 118-й, наиболее умилительный из псалмов, составлял по прежним уставам непременную принадлежность воскресной утрени, почему пением его и сопровождался благовест. Этим предписанием устава определяется вместе с тем и продолжительность благовеста: на пение 176 стихов 118 псалма или 21 стих (50 псалом)х12 требуется не менее получаса. Из будничных служб указано сопровождать чтением 50 псалма (однократным) благовест к утрени (в 9 главе Типикона). Сопровождение благовеста молитвою конечно имеет целью сообщить ему благодатное освящение. Действие благовеста на душу христианина походит на действие молитвы и богослужения.

Сопровождение благовеста молитвой – древнейший обычай. По уставу пр. Пахомия (IVвек) «кто ударяет в било пред обедом или пред молитвою, должен размышлять о чем-нибудь назидательном». В житие св.Кириака отшельника, духовным руководительством которого пользовался предполагаемый автор нынешнего устава (св. Савва Освященный), рассказывается, что он, ударяя в било перед началом службы, не прежде оканчивал звон, как прочтя Непорочны. (Этот обычай и возникшее из него предписание устава свидетельствует и о том, как хорошо в древности знали Псалтырь, если некоторые иноки имели обычай прочитывать ее всю ежедневно, то неудивительно знание наизусть 118 псалма). Древнейшие уставы XIII века, как мы видели, говорят о пении при благовесте только Непорочных. Позднейшие – XIV века – позволяют заменять Непорочны символом веры и 50-м псалмом, очевидно вследствие того, что знание Псалтыри наизусть стало более редким явлением. 

Составлен профессором Киевской Духовной Академии

М.Скабаллановичем,

Киев, 1910 г.

 

 

Copyright © 2013 All rights reserved Казанская Церковь в селе Киясово
Hosted by uCoz