ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ И ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИЙ
КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
На сегодняшний день в христианском мире существуют
три разновидности колокольного звона, каждая из которых предъявляет
свои требования и к колоколам.
1. ПРАВОСЛАВНЫЙ ЗВОН - в его основе лежат ритм с присущей ему
динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится
прежде всего благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а
абсолютное значение основного тона здесь никакой роли не играет.
Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон
осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются
определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором
колоколов и мастерством звонаря.
2. КАТОЛИЧЕСКИЙ ЗВОН - в его основе лежат одиночные или двойные
удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол,
который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести
проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно
от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под
определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов.
Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества
колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения,
поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых
странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем
раскачки языка.
3. КАРИЛЬОННЫЙ ЗВОН - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий
по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в
2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным
устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в
движение языки или молотки колоколов через механические тяги или
электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в
ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время
его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению
мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным
управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он
превращается в куранты. Карильонная музыка не имеет ничего общего с
церковным звоном.
Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного
звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к
отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.
--------------------------------------------------------------------------------
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ЗВОНА.
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного
храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
· созывать верующих к богослужению;
· выражать торжество Церкви и ее Богослужений;
· возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особо
важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и
является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и
появились различные виды колокольного звона. В церкви различают 4
канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и
называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале
Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства
евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах.
Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других
звонов.
Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает
грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно
канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).
Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он
состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и
свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон
поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый),
начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и
так повторяют много раз.
Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими
звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении
выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не
ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу
используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения,
ритм, фактуру и инструментовку.
|